Поход по Кармелю: Хайфский университет - гора Шокеф - пещера Эцба

Сразу хочу извинится за возможные ошибки, неточности в названиях мест и названия на иврите Отчет написал Вован, а дополнения и комментарии жирным шрифтом дописал music Итак, назначено время встречи на 12:00, потом перенесли на час позже потом еще на час т.к. все ехали из разных мест и мы зависели от Коти и Мусик которые ехали из центра. В итоге договорились на 14:00 на территории Хайфского университета. Я и music выходим на первой остановке университета, music звонит Коте, оказывается она и Мусик,  уже приехали, только они вышли на другой остановке. Идем искать, где Котя и Мусик вышли, по дороге music поговорил с Кзитом и узнал, что он немного задержится. Минут через 15 нашли Котю и Мусик сидящих на травке, у скульптуры арабской матери героини, и еще минут через 5 подошел Кзит. Переходим дорогу в ханьен Маленькая Швейцария, садимся за первый столик, и Кзит разворачивает карту, чтобы решить, куда и как идем. Изначально не было никаких конкретных планов кроме как посмотреть нахаль меарот и пещеры, которые вроде как там имеются. Сразу скажу, что мы в этот раз до нахаль меарот так и не дошли. Минут 10 обсуждаем, куда идти, и решаем начать спуск по нахаль Алон (синий маршрут 4178) от перекрестка Дамон, правда, до этого перекрестка еще надо добраться, а это примерно 5км. Выходим на дорогу и начинаем идти пешком, в надежде встретить маршрутку или поймать тремп. Не прошло и 5ти минут, как мы уже сидели в маршрутке, которая несла нас на своих «крыльях» к заданной цели. Заплатив по 5шек водителю, десантировались у начальной точки маршрута. Начинаем спускаться по довольно крутой тропинке, как вдруг обнаруживается, что не все члены «экспедиции» наполнили свои бурдюки водой. Я, Котя и music остаемся сидеть на тропинке, а Кзит и Мусик возвращаются наполнить бутылки с водой. Мы тем временем сидим, отдыхаем, болтаем о чем-то. Вдруг слышим быстро приближающийся шум в нашу сторону сверху, music резко вскакивает и сразу кричит Коте встать или подвинуться... Причина была в том, что сверху летел на бешеной скорости (для такой тропинки) велосипедист, а music и Котя сидели прямо посередине этой узенькой тропинки (я сидел чуть в стороне, облокотившись на дерево). Как вдруг из-за поворота слышим дикий треск сучьев. Разлетаемся по сторонам (сидели на тропинке кроме Вована), на повороте шипя шинами, и с дико вытаращенными глазами появляется велосипедист. Видимо каскадёр… Спуск был на столько крут, да и к тому же поворот… Он в мотоциклетном шлеме, весь мокрый, в пыли с налокотниками, наколенниками, в перчатках, и его педальный конь под ним, так и рвётся вперёд -) Ну мы пропустили, пусть скачет себе повелитель педального скакуна!  Велосипедист затормозить в этом месте не смог бы никак, крутой спуск плюс высокая скорость, и узкая тропинка, а по бокам деревья, так что деваться ему было некуда. Все могло закончиться и по-другому, если бы не быстрая реакция music'а. Так что будьте осторожны и внимательны даже на пешеходных маршрутах (как было в данном случае)! Немного успокоившись, мы, наконец, дождались Кзита и Мусик уже с водой. Теперь уже в полной готовности продолжаем спуск, идем в основном в тени между деревьев по нахаль Алон. Где-то с полчаса спуска мы выходим в небольшую долину и тем самым отвлекаем местных коров от их обеда\ужина. Здесь немного сбившись с пути и подключая интуицию, выходим немного другим путем на нахаль Орен (вдоль которого идёт джиповый маршрут 4151) . Ошиблись мы немного мы немного, на нахаль Орен вышли метров 100-200 южнее перекрестка маршрутов нахаль Алон и нахаль Орен (синий и зеленый). Маршрут по нахаль Орен в этом месте рассчитан для джипов, поэтому довольно широкий, но нам по нему идти предстоит совсем недолго. Здесь нас догоняет группа велосипедистов и один из них оказывается знакомым Кзита (какая же это маленькая страна) который сообщает, что они едут в туже сторону куда, и мы а именно на гору Шоке и обещает что они будут там раньше нас :) По левую сторону очень красивый вид на нахаль Алон и гору Алон (откуда мы только что спустились) покрытую зеленью, а сверху ярко синее небо. Метров через 300 мы поворачиваем с нахаль Орен направо на Швиль-Исраэль (и чёрный маршрут 4162) и сразу под первым же деревом делаем привал. Минут 15 отдыхаем, пьем воды, и сразу начинается подъем на "Хар-Шокеф", подняться нам предстоит метров 300 на высоту в 497м. Подъем почти сразу заставил всех пыхтеть и часто останавливаться перевести дыхание и попить. Где-то через полчаса, нам навстречу спускались две молодые пары, которые успокоили нас, глядя на наши потные, и усталые лица тем, что нам осталось подниматься минут 15 и что наверху очень красиво, и при этом позавидовали нам, что мы будем спать на природе. Минут через 15 мы действительно почти поднялись до конца, остановившись у крупного дерева, на которое все решили залезть. Посидев на дереве и пощелкав фотоаппаратами, пошли искать место для ночевки. (Мимо проноситься Багги самоделка) На карте обозначено, что на верхушке горы есть обзор на 360 градусов, мы в этой точке и хотели заночевать. Побегав по горе, мы поняли, что такой точки здесь нет, и нашли просто относительно ровное место для ночевки с видом в сторону моря и Хайфского университета. До темноты оставался примерно час, поэтому оставили music'а ставить палатки, а все остальные отправились на поиски дров для костра. Пока я искал дрова, все-таки получил обзор во все стороны, но с нескольких точек, видел друзские деревни Далият эль Кармель и Осафия, весь Кармель и море. В общем, на горе с каждой стороны открывается разный вид, в любую сторону а, учитывая, что гора Шокеф находиться примерно посередине Кармеля то отсюда можно обозревать весь Кармель. Пособерав дров, и решив, что нам хватит, если экономно их расходовать, отправились наблюдать и фотографировать закат. Спустившись метров на 10 открывался вид на побережье средиземного моря от Хайфы на севере и примерно до района Зихрон Якова на юге, правда, день был не совсем ясным, поэтому все было как будто в дымке. Когда стемнело, собрались у костра. Жарили куриные крылышки, пили цветочный чай с вкусными домашними ватрушками (made by music mother.) Кзит рассказывал про шакалов и диких кабанов, и как местные друзы на них охотятся, а шакалы все это время его сопровождали своим завыванием. Потом Котя и music нам устроили анплагт, и в полночь, я, Котя и music пошли спать. Кзит перед этим всех предупредил спрятать рюкзаки, обувь и еду в палатки, иначе шакалы ночью, устроят пирушку :) Кзит и Мусик остались сидеть у костра, философствуя на различные темы, а мы улеглись за просмотр сновидений. Утром music меня разбудил почему-то на час раньше, чем я его просил вечером, и встречал меня с фотоаппаратом при выходе из палатки :) Котя тоже не спала, зато возле остатков вчерашнего костра лежали полностью закрытые два спальных мешка - Кзит и Мусик. Они решили спать под открытым небом, охраняя звёздную высь. Первое что мне бросилось в глаза это здание университета, освещенное уже довольно ярким солнцем, и покрыто оранжевыми оттенками, а не как всегда мрачно серым. Также отсюда можно было наблюдать с высоты почти весь пройденный вчера путь. Умылись, разобрали палатки, развели заново костер, и тут появился сюрприз. Раскрытый, правда, Кзитом ещё вчера вечером, но всё же сюрприз. На свет появились две полулитровые коробки с долгоживущим молоком, и какао… Далее всё это было помещено в кастрюльку, и глотая слюнки, нарезая утренний пирог, все с нетерпением следили за попыткой бегства нашего какао. Поваром в тот момент был music, который не потрудился поставить с собой рядом бутылку воды, для частичного заливания костра, т.к ручки у кастрюли не было. Возле костра всё ещё в спальном мешке лежал Кзит. Ему под нос были подсунуты кусок пирога и горячее ароматное какао. Тогда он понял, что вставать ему всё же приодеться и, зажигая свой «паровоз» рассказал о том, как сладко он спал. Поели, собрались и начали спуск с горы по Швиль-Исраэль. Спустились довольно быстро, и попали на ханьен со столиками, туалетом и горками мусора. Тем не менее, народу уже (10 утра) было довольно много, и народ только приезжал и приезжал. Отдохнули немного, набрали воды, покушали конфет и сухофруктов,  и тут Кзит заметил, что кто-то не до конца потушил костер и пошёл его тушить. К нему присоединилась Мусик, и два юных пожарных справились с тушением дымящих головней костра. Все, теперь мы готовы и решаем пройти подольше без остановок, но не тут было, не прошли мы и 10ти минут, как нам попалась на пути друзская палатка, где продают горячие, друзские питы с лабанэ (что-то вроде творога), заатаром и оливковым маслом. Не остановиться мы не могли никак т.к. мечтали о питах еще со вчерашнего дня. Особенно мечтал о них music. Проходит еще минут 15 на поедании пит, и мы опять идем, но почти сразу сбиваемся с маршрута. Дело в том, что Швиль-Исраэль шел в этом месте по лесной дороге, а в какой-то момент, когда мы дошли до пересечения маршрутов мы не обнаружили наших обозначений. Возвращаемся назад метров на 200 и видим наш значок в стороне от дороги на дереве. (Значок закрыл своей машиной таксист, жаривший шашлычок и, улыбаясь, поинтересовался нашим нишма.) Оказывается Швиль-Исраэль здесь уходит направо, а указателей никаких не было, и дорога шла прямо. Почти сразу начинается спуск к пещерам (меарат Ишах\Яшах, судя по карте) по огромным камням и узким проходам между ними. Народу уже довольно много в том числе и с детьми, поэтому здесь образуется небольшая пробка. (двое каких-то мужиков идут с собачонкой) Доходим до предположительного места пещер (они чуть в стороне от швиля), оставляем вещи на камнях образующих в этом месть небольшую ровную площадку и Котю охранять и вещи. Нашли мы здесь 3-4 совсем небольших пещеры используемых видимо когда-то для жилья. Идем дальше, справа внизу проходит дорога номер 721 от перекрестка Орен до перекрестка Дамон. Наш швиль огибает горку, подъем. Примерно через полтора часа ходьбы от мэарот (меарат Ишах\Яшах, судя по карте) начинается затяжной спуск к перекрестку Орен. Спуск очень крутой, местами приходиться хвататься за деревья, чтобы не скатится вниз :) Плюс к этому много низких и колючих веток, о которые постоянно задевали и цеплялись рюкзаками и гитарой. Наконец спуск завершили и по короткому отрезку пути по Нахаль Орен выходим на ханьен Орен. Здесь очень много народу и это не удивительно, здесь пересекаются несколько разных маршрутов, и есть несколько информационных досок с картами и описаниями маршрутов. Мы же уставшие после спуска садимся отдыхать и решить, куда идем дальше. Отдых затянулся, а также и решение, куда идти дальше, music очень хотел дойти до нахаль Меарот, но мы его убедили, что туда идти далековато, даже если идти по дороге - это часа 3, а время было уже около двух часов дня. В результате решаем подняться по Швиль-Исраэль на тацпит Эцба (на карте не написано название, но, скорее всего эцба) а дальше решим... Начинаем подъем, очень много ступенек, потом просто тропинка, которая идет вверх. Вдруг появляется пещера - оказывается Мэарат Эцба, для нас она оказалась приятным сюрпризом, хотя на эту пещеру были указатели, и она обозначена на карте, но никто почему-то не придал этому внимания.   Я остался пока отдохнуть и заодно охранять рюкзаки снаружи, а остальные пошли осмотреть пещеру. Я был наивным и думал еще одна небольшая пещерка, которую они осмотрят за 5 минут и выйдут. В результате я прождал всех примерно полчаса. За это время наблюдал, сколько народу пришли посмотреть пещеру, очень много с детьми и почти все приходили без фонариков. А в это время в замке… мы, продвигаясь в пещеру и освещая стены, нашли некий лаз в ещё одну комнату пещеры. Лаз был очень низким и узким, но пролезли все. Над головой несколько раз пронеслись летучие объекты, и один из них вылетел через этот лаз. Затем мы, осмотрев пещерку, посидели в ней с выключенными фонариками, что бы глаза привыкли к темноте. Затем была сделана фотка с Бэтменом, а дальше была фотоохота с Котей за мышкой норушкой. Далее был выход из пещеры, и заход Кзита туда с Вовой. Когда все вышли, со мной пошел Кзит показать пещеру. В одной из книг на иврите я прочел (уже после возвращения домой) что мэарат Эцба состоит из 3ех залов, на первый взгляд так и есть, первый входной зал и самый большой, потом проходим в глубь пещеры и попадаем во второй зал поменьше, здесь уже совсем темно и душно. Дальше по какому-то узкому проходу Кзит привел меня в третью небольшую комнату. Затем, вылезли из комнаты обратно во второй зал, и Кзит искал еще какую-то лазейку. Наконец он нашел эту лазейку и заставил :) меня туда залезть, залез я туда с трудом при этом всячески изгибая все части тела. За мной залез Кзит, и мы оказались в совсем маленькой комнатке, наверху было несколько небольших сталактитов (не думаю… нечто маленькое и невзрачное) Здесь было невыносимо душно, и больше 5ти минут я не выдержал и с небольшим усилием вылез обратно. Вышли из пещеры и решили продолжить подъем на смотровую площадку. Еще минут 15 подъема и вроде по карте должна быть смотровая площадка, но ее все не было, правда, дошли до места, где был замечательный вид и много огромных плоских камней, на которых мы и решили сесть и доедать свои припасы. Потом за 10 минут спустились обратно на Ханьен Орен, а оттуда еще через 5 минут ходьбы были на цомет Орен, откуда были пойманы тремп и маршрутка, которые увезли народ. © Vovan & music